Компьютерная система телефонных опросов (CATI)
В последнее время большой популярностью при проведении маркетинговых и социологических исследований стали пользоваться телефонные опросы методом CATI (Computer Assisted Telephone Interviewing). Данный метод представляет собой систему компьютеризированного телефонного интервью. Интервьюер во время такого опроса имеет в своем распоряжении телефонную гарнитуру и компьютерный терминал, со специальным программным обеспечением, которое позволяет автоматически набирать номера респондентов и выдает анкету со списком вопросов. После проведения интервью все анкеты попадают в единую базу данных исследования. Работа интервьюера контролируется супервайзером, который находится рядом и может сразу корректировать интервьюера и направлять его в случае обнаружения недочетов.
Впервые телефонные опросы методом CATI стали использоваться в середине 80-х годов, когда в Америке появилось специальное программное обеспечение для проведения телефонных опросов. В России эта методика начала развиваться несколько позже - в связи с появлением в стране рыночной экономики появилась необходимость изучать спрос на различные товары и услуги.
Метод CATI опроса, в отличие от опросов face-to-face (“личное интервью”) существенно экономит время, которое тратил бы интервьюер на передвижение по городу, поиск необходимого респондента и сам опрос. Снижается вероятность отказа от интервью – когда звонит телефон, человек в любом случае поднимет трубку, тогда как при поквартирном интервью достаточно сложно бывает просто пройти в подъезд. Телефонный опрос не может быть очень длительным (от3 до 15 минут), в то время как поквартирный опрос может длиться от 30 минут до часа.
Опросы методом CATI являются более экономичными, поскольку Заказчик оплачивает только время проведения интервью, и не тратит средства на тиражирование анкет и транспортные расходы по их доставке при проведении опросов методом личного интервью.
Еще одним плюсом телефонных опросов является возможность обзвона респондентов по всей стране из одного автоматизированного центра, что позволяет получать данные в короткие сроки и с максимально возможным географическим разбросом.
Таким образом, можно сказать, что телефонные опросы методом CATI являются удобным способом проведения исследований для получения информации различного характера. Существенно сокращая затраты на проведение опроса, повышается качество работы интервьюеров, появляется возможность расширения выборки исследования с использованием минимальных затрат. Но в тоже время, выбор метода исследования полностью зависит от желания исследователя. Поквартирные опросы так же остаются востребованными, и в некоторых случаях позволяют собрать более конкретную информацию, которую сложно выявить при телефонном опросе. Поэтому во многих случаях, выбирая метод исследования, необходимо рассматривать такие факторы как сложность конкретного опроса, тематика исследования, целевая группа и уже исходя из этого решать какой же метод исследования будет наиболее целесообразен.
Агентство маркетинга и рекламы "Кавалери" 4 сентября 2008 г.
|